Танцы, ведение группы. Семинар.
     Существует несколько видов работы с группой. Во-первых, это работа со своей группой, во-вторых, ведение семинара в чужом клубе, в-третьих важно разделение на информационный семинар и семинар, направленный на создание и отработку навыков у участников. А так же важна общая структура проведения групповой работы.
 
     Самое первое, что должен сделать тренер, ведущий группу, это определить, какова цель этой группы. Одна группа может ставить своей целью получение новой информации, а другая группа может ставить своей целью создание и отработку новых навыков движения. При постановке цели семинара важно понимать, какими средствами эта цель будет достигаться.
 
     Когда цель группы определена еще до семинара, работа тренера сильно упрощается, однако бывает и самый первый раз, когда заранее неизвестно, чего именно ждет группа от ведущего, и чем именно он может быть ей по-настоящему полезен.
 
     Работа с группой строится по определенной схеме, в которую заложен этап знакомства и определение цели работы и интересов участников. Если же вы видите группу не первый раз, то этап знакомства исключается, но определение актуального интереса и потребности группы остается. В разных группах этот этап может строиться по-разному в зависимости еще и от возраста и профессионального уровня участников.
 
     Для взрослых танцоров и тренеров, имеющих свое собственное представление о танце и точно понимающих, за какой именно информацией они пришли, занятие начнется с прояснения их профессионального уровня, знания и понимания темы, а так же с тех вопросов, с которыми они пришли на семинар. И это будет в большей степени теоретическая часть.
 
     Для танцоров младшего возраста (и более низкого уровня) этот этап может быть полностью практическим с небольшими теоретическими отступлениями ведущего, направленными на то, чтобы уяснить ту степень понимания и компетенции в материале, которая присутствует у данной группы. Танцоры танцуют, вы смотрите и спрашиваете, они отвечают.
 
     Подавляющая часть тренеров вообще не организует эту часть ведения группы, либо организует ее в одностороннем порядке, когда тренер смотрит на участников и делает одному ему понятные и известные выводы, не пользуясь обратной связью от участников. Под обратной связью понимается любой отклик, сомнение, вопрос, суждение, интерпретация (как интеллектуальная, так и через действие) того материала и на тот материал, который подает ведущий.
 
     В чем промах ведущего, который не придает значения этой части работы.
 
     Если тренинг информационный, то это значит, что танцоры будут в дальнейшем самостоятельно создавать навыки движения теми способами, которые они изобретут сами или теми, которые изобретет их непосредственный тренер. И поскольку сама идея информативного тренинга подразумевает, что информация, в общем-то, подается быстро, если не требовать от участников немедленного усвоения, то это не такая уж большая и насыщенная работа. Как правило, чтобы просто информировать кого-то о чем-то, подать и доказать идею, не нужно очень много времени. И тогда, чтобы продлить количество оплачиваемых часов, тренер устраивает шоу под названием «Я танцую это так». Все смотрят, все восхищаются и для всех остается загадкой, что же он на самом деле делает, какие приемы использует для того, чтобы от слов «надо делать так» перейти к уже готовому варианту исполнения. Одни участники после такого семинара говорят «он загадочно талантлив», другие «он просто устроил шоу».
 
     Я считаю, что такой семинар может быть проведен либо с целью завлечь как можно большее число танцоров на индивидуальный урок, либо потому, что сам тренер хорош, как танцор, а навыка преподавать попросту не имеет, либо это происходит тогда, когда приглашающая сторона не оговаривает эту сторону подачи материала.
 
     Тем не менее, такой семинар чрезвычайно полезен любому, кто умеет думать сам, кому достаточно понять принцип и «схватить» картинку, чтобы эффективно работать самостоятельно.
 
     Я по опыту знаю, что таких танцоров не очень много, и их проницательность и умение из крупиц информации создавать для себя огромное поле деятельности является основой их таланта, уникальности и успешности. Каждый тренер может назвать у себя в клубе максимум одного-двух таких учеников.
 
     Поэтому более эффективным для долгосрочной работы с группой я считаю тренинг по отработке навыков. Его польза не только в том, что участник тут же делает то, о чем говорится, но и в том, что, благодаря такой работе быстро растет результат участников, вместе с ним растет имидж тренера, работающего в этом ключе, а вместе с имиджем растет его популярность и материальное благосостояние J .
 
     Я так же знаю, что существует интуитивное представление о том, что качественно работать – это плодить себе конкурентов J . Можно придерживаться и этой позиции и продолжать зарывать свои таланты J .
 
     Далее я буду описывать работу в группе, основной целью которой является отработка навыка. Я считаю эту модель группы наиболее сложной, а поэтому информация по этой теме имеет самый большой объем. Для того, чтобы адаптировать эту информацию к вашим целям и способам ведения групп, просто выбросите лишнее J .
 
Планирование
 
     При подготовке к семинару важно, чтобы тренер точно представлял себе план занятия. И поэтому даже опытному тренеру рекомендуется записать его или хотя бы мысленно повторить несколько раз перед проведением группы.
 
     Вот пример такого плана.
 
     Вступление, знакомство (в регулярном семинаре – только вступление)
     Во вступлении и знакомстве тренер рассказывает:
     кто он, каков его опыт работы в данном русле
     что именно он может и хочет предложить участникам
     как именно это будет им полезно
     какова общая тема семинара (если это многодневный семинар) и тема сегодняшнего тренинга в отдельности
     какие задачи он собирается ставить перед участниками, и какими средствами их собирается решать (показ композиции, разбор ее на фигуры, отработка каждого отдельного элемента на специальных упражнениях, посвящение в детали ведения и варианты актерского исполнения, например). будет ли теоретическая часть – про что она будет
     каковы правила поведения в группе на его семинаре
     каков интерес участников к данной теме и чего бы они сами хотели услышать, узнать, попробовать
 
     После того, как первая часть закончена (а ниже я точно расскажу о том, как это понять J ), тренер приступает ко второй. Если первая часть была целиком теоретической, то здесь можно удовлетворить свой тренерский интерес и посмотреть, что участники танцуют, что они умеют, где их слабое звено. Используя эту информацию, отталкиваясь от нее в дальнейшей подаче материала, тренеру удастся максимально удовлетворить потребности участников в его работе, тем самым, сделав работу максимально эффективной.
 
     Понятно, что каждый тренер идет на семинар со своей заготовкой (о чем именно он будет говорить), однако наглядное представление об уровне участников может стать для него хорошей подсказкой о том, КАК именно об этом говорить.
 
     Дальше тренер может поделиться своими наблюдениями о том, какие проблемы и позитивные (обязательно!) моменты он увидел, перечислить спектр тренировочных задач, с помощью которых можно решать увиденные им проблемы, и предложить участникам выбрать, над какой именно тренировочной задачей они бы хотели поработать. Здесь тренеру необходимо быть внимательным к тому, чтобы, во-первых, тренировочная задача перекликалась с его заявленной темой, во-вторых, чтобы выбрать для работы ту тренировочную задачу, за которую прозвучит больше голосов. Если вдруг голоса разделятся поровну или даже на три части, предложите очередность.
 
     Основная часть.
     Здесь происходит собственно подача тренировочного материала, отработка его на различных упражнениях. Теория может чередоваться с практикой.
 
     «Переваривание». Здесь тренер может интересоваться о том, все ли понятно участникам, какие возникли вопросы и отвечать на них.
 
     Заключение.
     Здесь тренер может поделиться своим впечатлением от группы и своими наблюдениями, выслушать так же впечатления участников и в связи с ними определиться с планом работы на следующий тренировочный день или следующий семинар.
 
     Специфика информационного семинара заключается в том, что участнику не предлагается использовать его опыт для работы, а потому многие моменты перечисленного плана становятся лишними. Информация обычно подается жестко структурировано – столько-то времени на освещение одного вопроса, столько-то на другой и столько-то для ответов на вопросы. Тогда как семинар по отработке навыков строится от того, успели ли участники достаточно вникнуть в материал и готовы ли они продолжать. Если не успели и не готовы, тренер должен научиться жертвовать количеством материала ради качества его усвоения.
 
     В детской группе или менее подготовленной группе, так же как и в других группах, важным является то, насколько усвоен материал, однако обратная связь эффективна не в виде ответов на вопрос: все ли вам понятно. Гораздо более эффективно в такой группе для тренера наблюдать за реакцией и движением участников и комментировать происходящее. Как правило, дети и не очень опытные танцоры еще не обладают достаточным осознаванием исполняемого материала и достаточным лексиконом для описания своего понимания происходящего, чтобы суметь задать точный вопрос или выразить свое непонимание. И здесь тогда залогом эффективности тренера становится умение применить огромный запас форм, приемов и методов для того, чтобы каждый из участников мог прочувствовать движение и осознать его.
 
Имидж тренера
 
     В первую очередь, тренеру необходимо определиться с собственной позицией и ролью в семинаре. Тогда становится понятным, как он может подавать материал, как строить общение, отвечать на вопросы, позиционировать себя в общем. Все это является неотъемлемой частью имиджа тренера и залога эффективности его работы, поскольку, когда сам тренер понимает свою позицию и умеет ее подать, то тогда на его урок придут люди, заинтересованные именно в этой информации и именно в этом способе подачи материала. Группа, в которой собрались люди, точно знающие, что они хотят получить с этого семинара, сама по себе становится более эффективной, чем группа, где собрались люди, которые пришли посмотреть на то, как работает тот или иной чемпион. Поэтому реклама Имени всегда гораздо менее эффективна, чем информирование о том, что человек с этим Именем может дать конкретному участнику.
 
     Тренеру важно понимать, что своим собственным поведением и способом подачи материала он транслирует некоторые нормы поведения, и чем выше значимость его Имени, тем большее влияние это оказывает на бессознательное формирование такого же поведения у учеников. Для начинающих малышей каждый взрослый – уже образец поведения, поскольку только своей взрослостью он уже значителен. И если тренер позволяет себе опаздывать на занятия, неуважительно или невнимательно относиться к ученикам, начинать фразу и не заканчивать ее, перескакивать с одного на другое и делать прочие, казалось бы, незначительные промашки, то совершенно неудивительно, что его ученики будут страдать тем же. Хочет тренер этого или нет, его поведение будет транслироваться и восприниматься учениками без его или их на то желания, и поэтому будет лучше, если тренер будет делать это сознательно сам, чем бессознательно, будет точно знать, что именно он транслирует своим ученикам.
 
     Таким образом, тренер – это Эксперт с одной стороны, и образец поведения – с другой.
 
     Для меня мои ученики всегда являются хорошей подсказкой о том, что я сама делаю или не делаю в танце. Девочки всегда копируют тренера-женщину, мальчики – тренера-мужчину.
 
     Использую эту информацию, уже можно предположить, что то, как себя будет позиционировать тренер при знакомстве, отзовется ему в ближайшее время позициями его участников.
 
     Еще одним немаловажным аспектом тренерской работы является не только имидж личности, но и внешняя подача – одежда, прическа, аксессуары.
 
     В танцевальном искусстве этот аспект имеет особое значение. Если во всех прочих сферах хорошему тренеру (руководителю) достаточно следовать умеренной моде, быть опрятным и пользоваться хорошими марками одежды, парфюма и аксессуаров, для того, чтобы производить впечатление человека, который хорошо зарабатывает, то в танцах важно еще и нести дух энергии, творчества, молодости, оптимистического конкурентного заряда и прочих черт. Все это важно, поскольку тренер, позиционирующий себя таким образом, бессознательно создает о себе особое впечатление. Это впечатление рисует его как человека, которому хорошо платят за его актуальность, эффективность, творческий подход, конкурентоспособность. Такому тренеру платят за то, что он дает другим необходимые для успеха вещи. За то, чтобы быть причастными к этому успеху и получить для себя кусочек. Поэтому важно выглядеть так, чтобы ученикам, родителям и коллегам, которые вас приглашают, очень хотелось быть причастными к вашему успеху.
 
Знакомство
 
     Знакомство – это презентация вас и вашей работы. На этом этапе для участников группы важно получить наиболее полную информацию о том, за что именно они заплатили деньги. Поэтому сделайте все, чтобы каждый из участников удовлетворил свой интерес в том, насколько этот семинар может быть ему полезен или бесполезен J .
 
     В первую очередь, после озвучивания темы семинара и предъявления вами вашего понимания этой темы, хорошо бы назвать себя и в двух словах рассказать, как давно вы занимаетесь данной темой, каковы ваши умения и навыки в работе по данной теме. Причем слушатель должен получить представление не о том, какими титулами вы обладаете, а что именно вы умеете делать для того, чтобы быть ему полезным. Основная идея знакомства: не кто я, а что мы будем делать. При этом позволяйте группе присоединиться к вам. Чаще проверяйте: достаточно ли вы дали группе информации о себе или уже много.
 
     После этого полезно послушать участников. Пусть они расскажут о том, каков их статус, что им интересно в этой теме, и как они ее понимают, что бы они сами хотели услышать, узнать, попробовать, каковы их ожидания от семинара. Эта информация с одной стороны даст вам представление о том, в каком русле дальше вы можете строить уроки, отталкиваясь от специфики данной группы, а с другой стороны позволит участникам лучше «влиться» в атмосферу занятия и почувствовать себя активным участником, а не сторонним наблюдателем. Принципиальная разница между этими ролями такова: наблюдатель в большей степени оценивает происходящее, чем берет что-то в практическую работу, а активный участник реализуется в этой работе, «впускает» информацию внутрь себя, в свое действие, и уже этим самым может получить большую пользу для себя. Эффективность семинара всегда оценивается тем, как много участников смогли что-то получить для себя. Определить наиболее интересный для участников аспект работы можно, оценив возрастающий или ниспадающий уровень энергии в группе – спят или наоборот, задают много вопросов. Уровень энергии маркирует наиболее актуальные потребности группы. Если вы не очень уверены – можно переспросить. Отмечайте для себя, как ведут себя пассивные участники, поскольку на самом деле именно они, а не лидеры несут настоящий актуальный групповой интерес. Чтобы не тратить время на ожидания ответов, вы можете очень просто структурировать этот этап работы: «а давайте каждый скажет, а кто не хочет ничего говорить, пусть скажет, что не хочет ничего говорить».
 
     При ответах на вопросы важно быть максимально кратким и предельно конкретным.
     Едут двое северных людей в троллейбусе в Москве, один из них спрашивает едущего рядом москвича: я доеду на этом троллейбусе до Красной площади? – Нет. – Второй спрашивает: а я?
     Еще один юмористический пример с бизнес-тренинга для тренеров, который проводил начинающий ведущий:
     Участник: я хочу получить деньги от этого семинара.
     Ведущий: Но денег я вам пока не дам.
     Участник: А позже?
     Ведущий: а позже я еще подумаю.
     Другой участник: а мне дашь?
     В этой части работы внимательно отметьте интерес каждого, не увлекаясь им. Взвесьте свою реакцию на него и возможность работать про то, о чем спрашивает участник, и адекватно отреагируйте на этот интерес (буду работать, не буду, учту, обращу внимание и т.д.)
 
     Дальше важно, так же в двух словах, рассказать о том, какие задачи вы собираетесь ставить перед участниками, какими средствами собираетесь их решать. Будет ли это показ композиции, разбор ее на фигуры, отработка каждого отдельного элемента на специальных упражнениях, посвящение в детали ведения и варианты актерского исполнения, например. Будет ли теоретическая часть и про что она будет, может быть, сначала вы подадите теорию, и будете показывать на практике, что именно вы имеете в виду. Или, может быть, вы будете смотреть танец участников и работать с теми общими актуальными проблемами, которые вы у них увидели. Вы можете аргументировать предлагаемые способы работы такими фразами: «мне это помогает так…», «мои ученики получают от этого…» и так далее.
 
     Еще один важный ход – это сразу озвучить те правила существования в группе, которые вам необходимы для эффективной работы. Например: сказать, когда именно в процессе работы вы бы хотели слышать вопросы участников, как бы вы хотели, чтобы они проявлялись, как именно вы сами обычно ведете себя на семинаре, чтобы это было для вас комфортным, и как предлагаете участникам себя вести. Чего бы вы точно не хотели, чтобы было (например, чтобы вовремя семинара были выключены мобильные телефоны). Вы так же можете спросить участников о том, чего бы они хотели: чтобы вы больше показывали, рассказывали, пробовали что-то с ними. Отсюда вовсе не следует, что вы должны полностью переиначить свой урок, если вы планировали показывать, а участники хотят слушать, а не смотреть. Смотрите на вопросы, которые задают участники. Если они точно относятся к теме разговора («про что мы тут будем работать»), то вы коротко отвечаете на них, если нет (например: а когда вы приедете в следующий раз?), следует перенаправлять эти вопросы в другой временной период, например: «В конце семинара я обязательно об этом скажу». Здесь же расскажите участникам о том как сделать, чтобы получить положительный результат от вашего семинара, кто получит, а кто не получит пользы, если будет вести себя так-то. Вы так же можете здесь опубликовать следующее правило: Тренер отвечает только на заданные вопросы, а на не заданные не отвечает J . Так же важно обеспечить психологическую безопасность участников. Для этого можно не разрешить участникам семинара оценивать друг друга. Разумеется, и самому тогда никого не оценивать по принципу «хорошо – плохо».
 
     Здесь вы можете использовать следующие фразы: «Я буду замедляться, если трудно воспринимать, если кто-то чувствует себя некомфортно, сообщите об этом». Пригласите участников сказать о том, чего бы они не хотели по отношению к себе (дебилами не называться).
 
     Среди участников, бывает, попадаются такие, кто пришел для того, чтобы убедиться в вашей несостоятельности, непрофессионализме, некомпетентности, как специалиста. Если вы замечаете, что один из участников задает вопросы, явно иронизируя или провоцируя на то, чтобы вы доказывали свою «крутость», отвечайте на это прямо: «Я не поддерживаю направленность вашего вопроса («мочить» меня) поскольку вижу, что отсюда можно взять слишком мало пользы от меня, все участники могут получить намного больше, если я буду говорить о деле, а не о себе J . Поэтому я поддерживаю только конструктивные вопросы».
 
     Иногда бывают участники, которые говорят: «Меня сюда вообще прислали, я не хотел». Тогда вы можете поинтересоваться, что ему подойдет, чтобы он мог провести это время с бОльшей пользой для себя. Может быть ему самое время удалиться, может быть ему будет важно взаимодействовать больше с другими участниками группы, чем с ведущим, может быть он не хочет выполнять какие-то практические задания, а хочет быть просто наблюдателем. Пусть он предложит сам, что ему подойдет. Если он пришел ногами и готов платить деньги, то за что именно?
 
     Если один из участников саботирует и отказывается выполнять любые инициативы группы и ведущего, то следует поинтересоваться у группы: нужен ли он группе?
 
     После ответа на каждый вопрос, проверяйте: все ли удовлетворены ответом. Спрашивайте об этом.
 
     Таким образом, если подвести итог, то знакомство определяет следующие положения: цель группы, как именно она будет достигаться, что получают участники, роль ведущего – что именно и как он будет делать.
 
     Если вы планируете использовать этап «знакомство» впервые в своей работе, напишите текст своей речи, предположите возможные вопросы участников (вы можете предложить сыграть роль участника своему партнеру или другу) и ваши ответы на них, просчитайте затраченное на этот этап время. Попробуйте выбросить все лишнее, не стоит здесь рассказывать о своей глобальной позиции в танцах и вдаваться в исторические экскурсы, чего бы они не касались. На этом этапе так же не очень полезно приводить много юмористических случаев из практики, анекдотов, хотя чувство юмора всегда полезно, главное – не переборщить. Информации должно быть ровно столько, чтобы удовлетворить запрос участника, его интерес, не пресыщая. Не полезно здесь превращать работу в шоу одного актера, иначе участники почувствуют себя лишними и необязательными элементами в этом представлении J .
 
Содержательная часть.
 
     Для содержательной части распланируйте, как именно вы будете подавать информацию.
     сколько вы будете давать теории (по времени)
     какие именно будете использовать упражнения
     будете ли работать индивидуально с некоторыми участниками, чтобы проиллюстрировать какие-то моменты
 
     Кроме этого важно, что ведущий обязательно должен отмечать по вопросам участников, какая общая потребность, общий интерес возникает в группе и ориентироваться на него в работе.
 
     По ходу группы важно следить, чтобы соблюдалось корректное отношение участников друг к другу – это тоже ответственность ведущего.
 
     В конце лекции (семинара) важно уделить время для ассимиляции полученного опыта. Подведите итоги: как и над чем вы работали, что из этого получилось, что вы заметили, поделитесь о том, каков ваш эмоциональный и профессиональный отклик к участникам группы. Пригласите участников тоже высказаться подобным образом. «Я вас приглашаю» - очень хорошее словосочетания для начала любого действия в группе. Вы так же можете использовать следующие словосочетания:
 
     «приглашаю вас присоединиться…» - когда вы хотите, чтобы группа сделала тоже, что и вы, ваши ассистенты и т.д.
 
     «очертите (опубликуйте) ваше суждение…» - когда вы видите сомневающегося участника, который явно имеет какое-то свое представление, не стыкующееся с вашим материалом.
 
     «давайте открыто будем конкурировать…» - если в разноуровневой группе возникает ситуация, когда одни участники явно демонстрируют свое превосходство, а другие смущаются. В этом случае полезно, чтобы участники сказали о себе, своих достижениях. Особенно те, кто смущаются. Это полезно делать в момент знакомства.
 
     «спасибо, что поделился своим мнением…» - когда кто-то из участников высказывает свою позицию.
 
     Думаю, что хорошей помощью для каждого тренера может служить простая и эффективная Тайна Успешного Ведущего: «Любой ответ любого участника в любое время группы является максимальной поддержкой ведущего (больше они не могут)». И так же важно, что все, что бы ни говорил и не делал тренер – максимальный ответ и помощь для участника.
 
     Если в течение семинара предусмотрены перерывы, не забудьте поинтересоваться у участников: «Что-то важно еще до перерыва (в этом упражнении, например)? Кому-то важно еще успеть спросить что-то до конца занятия?» А после перерыва полезно освежить актуальные запросы участников, проверив, сохранилось ли желание продолжать данную тему, разбор данной фигуры.
 
Стиль работы тренера
 
     Если ставить целью семинара эффективность усвоения материала участниками (что определяет успех ведущего у данной группы), то ведущий должен быть очень внимательным к тому, что происходит в группе. Время у ведущего должно быть не быстрым и аккуратным. Он должен все время замечать взаимосвязь между тем, что делает он, как реагирует группа на это группа, и что в связи с этим делает он. Любой жест участника, даже если это гвоздь в вашем стуле – это обратная связь, говорящая вам о том, что именно вы даете группе. Важно уметь правильно расшифровать, что именно вы даете группе. Для этого важно помнить: а что я сделал перед этим? И ответ на этот вопрос может крыться как в содержании того, о чем вы говорили, так и в процессе работы. Так же важно помнить историю самой группы, если вы ведете долгосрочную группу. Какие-то отношения или случаи в группе, случившиеся в прошлый раз, могут влиять на то, что происходит сейчас.
 
     Ваша работа может строиться и восприниматься участниками по-разному в зависимости еще и от того, какой у вас ролевой статус вообще и как он сочетается с ситуативной ролью тренера. Поясню эти термины: ситуативная роль – переменная, ролевой статус – постоянный. Например, мой ролевой статус – танцевальный психолог. Но поскольку я и сама еще тренер, то на турнирах, встречаясь со своими клиентами, я могу выйти из своей ситуативной роли тренера или, наоборот, остаться с ней, не включаясь в роль психолога. Так же если вы молодой тренер и выступаете иногда на тех же соревнованиях, что и ваши ученики, вы можете позиционировать себя по-разному: из роли старшего товарища или из роли педагога. Или если вы в своем ролевом статусе танцор, а вдруг на конгрессе вы становитесь лектором, то ваша ситуативная роль лектора будет определять стиль общения со слушателями.
 
     Общение с участниками предполагает, что к каждому из них вы должны быть настроены доброжелательно. Это не всегда легко, потому как самые разные люди могут приходить на семинар – ваши конкуренты, люди, которым вы не нравитесь и так далее. Однако если вы в своей деятельности выбираете такую сферу, как работа с группой, то вам просто необходимо научиться быть доброжелательным человеком, помня о том, что любая, самая «гнилая» реплика участника на самом деле является для вам подсказкой. Если вас обвиняют в том, что вы как-то не так подаете информацию, поблагодарите «гнобливого» участника за то, что он дал вам возможность снова рассказать о вашей позиции и ваших взглядах. Используйте этот прием при ответе на каверзные вопросы, которыми кто-то пытается вас «замочить». Любить группу полезно для здоровья.
 
     Как я уже говорила, в начале семинара важно обозначить цели и роли, правила и порядок проведения семинара. Так поступает цивилизованный ведущий. Таким образом, ведущий задает конкретную общую рамку, где он изначально объясняет все про функционирование группы. И тогда, если участники вдруг требуют чего-то или обвиняют ведущего в чем-то, он может отослать их внимание к правилам, озвученным ранее.
 
     Нецивилизованный ведущий ничего не объявляет и не объясняет, и тогда группа сама выстраивает рамку и негласные правила, и часто не в пользу ведущего. Если в этой ситуации участник не получает чего-то, то ведущий может быть обвинен.
 
     Есть так же, так называемые, рискованные ведущие. Причем профессиональный рискованный ведущий доверяет группе самостоятельно строить отношения и правила, и сообщает ей, что участники сами выстраивают свою жизнь, свои правила. Непрофессиональный же ведущий ничего такого участникам не сообщает, что они должны делать и как. При этом он может навязывать работу только по программе, которую он запланировал, игнорируя интересы и запросы участников.
 
     Полезно, когда: заготовки тренера и желание группы все время перекрещиваются, тренер исходит из заготовки, включается в потребность группы и снова возвращается к заготовке, пытаясь, таким образом, свести свое желание и групповое.
 
     Вообще, четкая структура группы, когда понятно что, когда и сколько происходит, когда перерыв, когда начинается какое-то другое действие (теория или практика) в группе, сама по себе очень хорошо помогает усваивать материал, особенно в детских группах.
 
     Я так же замечала, что у молодых тренеров, начинающих работать с детьми, действительно довольно много проблем с дисциплиной и эффективностью восприятия материала потому, что большинство таких тренеров, будь они хоть танцорами высшего класса, не выстраивают четкую структуру урока и не следуют ей из занятия в занятие. Как правило, молодые танцоры, достигшие высокого исполнительского мастерства и начав работать тренерами, сильно недооценивают эти тонкие психологические моменты, уповая только лишь на свое всестороннее знание техники танца. Я много раз наблюдала, как успешные танцоры бросали тренерскую работу и уходили из танцев совсем, поскольку разочаровывались в тренерской работе именно из-за отсутствия дисциплины и результата своих учеников. И, как правило, это происходило в связи с пробелами в навыках работы с детьми, знаниях об этом, а так же отсутствием навыков организации занятий, и работы с родителями. Как ни прискорбно, молодые тренеры не так уж часто прислушиваются к советам опытных коллег, пока не набьют собственных шишек. Часто это происходит в связи с тем, что они мало что знают о закулисной стороне работы тренера, замечая на поверхности лишь собственный интерес (как танцора) на семинаре у тренера и ту сумму денег, которую они платят за удовлетворения этого интереса. А на детских группах, конечно же, нет такой осознанности, такого интереса, такого внимания, отработанной годами дисциплины и готовности за это платить.
 
     Конечно же, тренеру важно быть чрезвычайно корректным с участниками, поэтому такой простой вопрос как «правильно ли я понял (увидел и т.д.), что вы спрашиваете о…» придаст вам больший личностный вес в глазах участников.
 
     В процесс работы у тренера, бывает, возникает личное теплое отношения к ученикам, к приглашающим его коллегам. Это превосходно, ведь это укрепляет и продлевает любые профессиональные отношения и помогает проходить острые углы профессиональных противоречий. Однако, теплые отношения оправданы только если это помогает участникам лучше воспринимать материал, если эти отношения являются фундаментом для тренерской работы – не вообще, а именно в контексте конкретного урока. Если же у тренера начинается личный эмоциональный интерес, то его работа теряет профессионализм и превращается в дружбу. Вы можете спросить: что плохого в дружбе. Ничего, однако, дружба настолько сближает людей, что делает невозможным замечание объективных сложностей в работе. Тогда тренеру трудно заметить проблему в ученике, с которой необходимо работать, из-за своего влюбленного взгляда, или же сказать о недостатке в работе приглашающему коллеге, из страха испортить отношения. Точно так же необъективно строится работа, если преобладают личные отрицательные чувства.
 
     Одним словом, отношений должно быть ровно столько, чтобы они не вредили работе, не прерывали ее контекст и помогали оставаться в границах профессионализма.
 
     Конечно, чем более опытен тренер, тем больше он может внести своего личного контекста в отношения, сохраняя их профессиональными.
 
     В работе важно быть очень цепким к ученикам, к их пониманию материала и не идти дальше, пока ученик чего-то не усвоил. Если вам не хватает способов для того, чтобы отработать или объяснить какую-то тему, не стесняйтесь говорить об этом: не идем дальше, пока не сделаем это. Цепкость и последовательность – залог качества. И этим вы подадите хороший пример ученикам: брать от тренера информацию пытливо и добросовестно, не стесняясь спрашивать, когда непонятно.
 
     Иногда бывают ситуации, когда урок складывается таким образом, что у тренера возникает чувство паники – все идет не так. И тогда, если не осознать, что происходит, можно сделать много бесполезных и даже разрушающих действий. Что бы этого не произошло, попробуйте осознать в такой ситуации: вы хотите что-то изменить, чтобы что? Как должна выглядеть картина занятия теперь, что можно для этого предпринять? От чего отказаться и к чему перейти? Как закрыть сложную для вас тему?
 
     Важно помнить о том, что казусные ситуации – это не проблема, никто из нас не идеален. Иногда бывает просто «нелетная погода». И, поскольку все мы люди, то каждый в состоянии это понять. Главное – понять это первому прежде, чем вы полезете в бутылку и наломаете дров, сохраняя хорошую мину при плохой игре. Никогда не бывает излишним признаться, что сейчас вам трудно работать в той или иной теме, что вы к ней недостаточно готовы. Любая ошибка простительна, поскольку не существует людей, которые не ошибаются. Понимание и признание этого и использование этого в своей работе придаст вам личного обаяния и сократит ненужную дистанцию между вами и вашими учениками. А так же подаст им хороший пример о том, как можно выходить из трудных ситуаций.
 
     Когда группа закончена, и вы уже простились с учениками, полезно подвести итоги своей работы:
     довольны ли вы своей работой?
     удалось ли вам сделать то, что вы планировали?
     чем вы не довольны?
     что, возможно, нужно было сделать, и вы возьмете себя это на заметку?
     за что вы можете себя похвалить?
 
Автор статьи: Нина Рубштейн


Источник: http://rubstein.ru
Категория: Нина Рубштейн | Добавил: Администратор (12.02.2012) | Автор: Нина Рубштейн E W
Просмотров: 701 | Теги: Нина Рубштейн | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: